Подлежат ли регистрации товарные знаки, представляющие собой или содержащие элементы, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали?
Будет ли нанесен ущерб общественным интересам в случае появления товарного знака «COCAINE»? Сочтут ли обозначение «BULLSHIT» нарушающим общие правила морали?
Обратим внимание на взгляд международного права в отношении данного вопроса.
В соответствие со статьей 6 Парижской конвенции предусмотрена возможность в отказе от регистрации или признать недействительной регистрацию обозначений, противоречащих моральным нормам или нарушающих общественные интересы. Данные основания считаются абсолютными основаниями для отказа, как «противоречащие общепринятым нормам морали и идущие в противовес общественным интересам».
Патентное ведомство США столкнулось с невыполнимой задачей: есть ли юридические основания выносить подобные решения. Раздел 2 (а) Закона Лэнхема (основной закон, регламентирующий на федеральном уровне обращение товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков и сертификационных марок; 1946) гласит об отказе в регистрации в США товарных знаков, состоящих их аморальных, дезориентирующих или оскорбительных обозначений. Под этим следует понимать, что существует возможность опротестовать регистрацию даже неоспоримого товарного знака (согласно закону Лэнхема зарегистрированный товарный знак приобретает этот статус после 5 лет использования). Каждый штат, за исключением Колорадо, Мэн и Висконсин, трактует язык данного закона именно в отношении оснований для отказа в регистрации аморальных или оскорбительных товарных знаков, однако не существует такого опубликованного прецедента, который бы четко интерпретировал данный язык.
Сложности Патентного Ведомства США заключаются в том, что решения об отказе в регистрации по причине нарушения норм морали публикуются, а неизменность методов оценки ценится превыше всего. Патентное Ведомство не имеет стандартов по определению оснований, таких как по географическому, политическому, религиозному или общественному принципу, которые применялись бы в таких случаях. В дальнейшем это может составить проблему существования уже зарегистрированных товарных знаков, являющихся сходными с прецедентными обозначениями.
Вторая проблема может возникнуть вследствие того, что указанное обстоятельство не позволяет экспертам единообразно подходить к решению проблем, возникающих в ходе проведения экспертизы таких обозначений. Неясно кто должен определять степень «оскорбительности» того или иного товарного знака - мнение общественности, либо же данный факт устанавливается Патентным Ведомством США в соответствие с текущими процедурами. У Ведомства предусмотрено колоссальное количество экспертиз по всем возможным принципам и основаниям, однако ни одна из них не определит степень нарушения общественного резонанса.
Взглянем на политику в отношении данного вопроса на территории Российской Федерации. Отказы Роспатента в предоставлении правовой охраны отдельным товарным знакам, включающим религиозные термины, символы, изображения, базируются на положении пункта 2 статьи 6 Закона РФ «О товарных знаках...», в соответствии с которым «не допускается регистрация в качестве товарных знаков ... обозначений или их элементов, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали». Это положение имеет толкование в действующих Правилах составления, подачи и рассмотрения заявок на регистрацию товарного знака и знака обслуживания. К таким обозначениям относятся, в частности, слова и изображения, оскорбляющие религиозные чувства (см. пункты 2.3 (2.2)). Регистрация товарного знака в случае нарушения этого требования может быть признана недействительной в течение всего срока ее действия на основании статьи 28 Закона РФ «О товарных знаках...». Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» в редакции Федерального закона Российской Федерации от 11 декабря 2002 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (далее - Закон о товарных знаках) в первом и третьем абзацах п.3 ст.6 содержит запрет на регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Патентные Ведомства всего мира стремятся следовать строгой политике по недопущению регистрации товарных знаков, имеющих «сомнительную» репутацию. Для достижения этой цели необходимо выявлять наиболее эффективные пути, направленные на выработку единообразных подходов к решению вопросов, возникающих при проведении экспертизы обозначений, которые могут быть квалифицированы как противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.